Здесь представлен архив "Народного образования"

Перейти на главную страницу "Народного образования" >>



Курсы "Ясли-сад"
/ Сами строим свой сайт

"Ясли-сад" Федора Вирина для Народа / Лекция 3. Материалы. Часть 2
"Ясли-сад" Федора Вирина для Народа / Лекция 3. Материалы. Часть 1
"Ясли-сад" Федора Вирина для Народа / Лекция 2. Макет. Часть 2
"Ясли-сад" Федора Вирина для Народа / Лекция 2. Макет. Часть 1
"Ясли-сад" Федора Вирина для Народа / Лекция 1. Планирование. Часть 2
"Ясли-сад" Федора Вирина для Народа / Лекция 1. Планирование. Часть 1


"Ясли-сад" Федора Вирина для Народа / Лекция 2. Материалы. Часть 2.

Работа с текстами

Главное - пишите о том, о чем вы хотите написать. Каждый текст имеет свою собственную направленность (речь идет, конечно же, о хорошем тексте), рассчитанную на наиболее легкое восприятие целевой аудиторией, то есть теми людьми, для которых он непосредственно предназначен. Поэтому при написании текста вы должны четко представлять себе к кому вы обращаетесь, что вы хотите сказать, чтобы ваши читатели не были дезориентированы. Соответственно, когда вы "направляете" текст на какую-либо конкретную социальную группу, то вы делаете это с помощью стилистики и словарного запаса, используемого в тексте. Достаточно очевидно, что использование простонародных выражений не всегда подходит для сайта, который распространяет биржевые сводки и новости, а большое количество компьютерных терминов может смутить неквалифицированного пользователя, которых в Сети становиться все больше и больше, о чем многие забывают.

Отступление.

"Это стереотипы и условности", - скажете вы, и будете совершенно правы. Однако эти стереотипы и условности во многом определяют социальную структуру нашего с вами общества. Ничто не мешает сделать вам сайт о медицинском оборудовании в красно-черно-коричневых тонах, но для его раскрутки потребуется значительно больше средств и времени, нежели для работы с традиционными цветовыми гаммами. Разница в том, что в последнем случае вы продвигаете всего-навсего новый товар (услугу и др.), который составит конкуренцию уже имеющимся на рынке, а в первом - вы продвигаете новую идею! Как вы думаете что проще и дешевле?

Сравним для примера стиль произведений Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого. Несомненно, те из вас, кто читал и того и другого автора, отметят, что Федор Михайлович читается значительно тяжелее, нежели Лев Николаевич, несмотря на "одновременность" их творчества. Простейший подсчет количества прочтенных за единицу времени страниц покажет нам, что произведения Льва Николаевича читаются значительно быстрее, и, как следствие, значительно лучше воспринимаются - ни чтению, ни восприятию в них не мешает излишне сложный и изощренный язык. Федор Михайлович писал модным языком (вообще его романы по многим показателям можно считать модными), внося в него современные словечки и обороты, которые потом пропали из обиходной речи. То же самое относится и к использованию деепричастных и причастных оборотов, и сложноподчиненных предложений, то есть к конструированию самих фраз текстовок. Таким образом, если произведения Федора Михайловича адаптировать для современного русского языка, то у них есть хорошие шансы стать очень популярными и затмить многие современные бестселлеры.

Задачей редактора в данном случае будет являться подбор оптимальной стилистики и направленности текста и постоянное следование ей. Текст должен быть относительно ровным (длина фразы, количество знаков препинания и т.д.), но не слишком однообразным, потому что, в этом случае его будет совершенно невозможно читать, так как после второго абзаца от скуки начнет сводить челюсти. Если вы смогли добиться примерно одинакового ритмического рисунка текста по всей его длине, то у пользователя не возникнет (пусть и подсознательно) ощущения, что его куда-то гонят или затягивают. Если у вас есть сомнения в стилистике собственных текстов, то всегда можно обратиться к специалисту, например в "Редколлегию". Следует сказать, что если у вас нет ни малейшего опыта в написании бизнес-текстов, тем паче - текстов вообще, то стоит серьезно задуматься о привлечении к работе профессионального журналиста или редактора. Конечно, вышесказанное актуально только для коммерческих проектов, где от качества написания текстовых материалов напрямую зависит прибыль. Услуги профессионала в этой области обойдутся вам в пределах 10 долларов за килобайт написанного текста (при желании, конечно, можно найти и дороже, но 10 долларов - это нормальная цена для не очень известного журналиста), услуги редактора обычно несколько дешевле, однако, к редактору вы уже приносите готовый текст, требующий некоторой доработки. Таким образом, при суммарных вложениях в сайт, по крайней мере, нескольких сотен долларов (стоимость средне-минимального коммерческого проекта в Сети сейчас около 600-800 $, куда входит дизайн-студия, работа программистов, хостинг на несколько месяцев, доменное имя и немного маркетинга), трата на стилистическое состояние основных материалов нескольких десятков долларов не кажется чрезмерным расходом.

Работая над стилистикой текста, не стоит забывать о грамматике. Люди очень чувствительны к ошибкам в тексте и легко их ловят, тем более, что чужой текст обычно читают значительно внимательнее чем свой собственный. Поэтому, кстати, лучше доверить проверку ваших текстов другому человеку, даже если вы вполне уверенны в своей компетентности в качестве корректора или редактора. Практика показывает, что одной проверки средствами word недостаточно (хотя это уже очень приличная чистка). Поэтому, если ваш сайт содержит много текстовых материалов, то установите дополнительно к word какой-либо мощный языковый корректор, например, Orfo, тогда полученный результат будет вполне удовлетворительным для неофициального ресурса. Если же вам нужен действительно грамотно написанный текст, то, как уже говорилось выше, обратитесь к специалистом, тем более, что таких служб в Сети сейчас появилось довольно много. Когда же в вашем распоряжении находится постоянный поток информации (например, ежедневные новости, сводки, курсы и пр.), то имеет смысл нанять в штат собственного корректора, назначив ему постоянную зарплату, - это будет и экономичнее, и, главное, удобнее в работе. То же самое касается и версий сайта на иностранных языках, хотя следует учитывать, что англоговорящие, например, менее требовательны к правильности языка, чем русскоговорящие.

Все вышесказанное преследует своей целью показать, что Интернет следует рассматривать, как и любой другой, более привычный нам информационный носитель, поэтому не надо напрасно экономить при построении официального сайта. Грубо говоря, вы же не станете доверять изготовление рекламы в центральной газете человеку, который в первый раз слышит слова: "верстка", "треппинг", "дизайн" и пр. Таким образом, виртуальное издательство может потребовать штат не меньший, нежели у традиционного.

Отдельно стоит поговорить о заголовках. Частой ошибкой издателей (не только web) являются неподходящие, неуместные заголовки. Не стоит обольщаться, что заголовок "Особенности управления и программирования комплексных ракетно-ядерных установок в условиях мирного времени на основе алгол-фортран нелинейного программирования" достаточно информативен и всем понятен. Подобное название хорошо подойдет для диссертации, статьи в научном журнале, но никак не годиться для материалов, основной целью которых является привлечение к вам клиентов. Заголовки, точно отражающие смысл последующего за ними текста достаточно скучны и непривлекательны, хотя и исчерпывающе информативны. Поэтому для бизнес-статей требуется найти совершенно иной подход к названиям.

Старайтесь использовать интересные, интригующие названия: напустите туману, используйте иносказания, вопросы, загадки и пр. Любое название, даже самое скучное, можно переделать так, чтобы оно зазвучало интригующе. Например: "Причинно-следственные связи в последовательности действий, предпринятых царем Петром Алексеевичем Романовым для женитьбы арапа, находящегося у него на службе". Узнаете? Конечно - "Как царь Петр арапа женил" - какое из приведенных названий кажется вам наиболее интересным? Обратите внимание, как хорошо продумано название для фильма: оно и простоватое, и немного со старорусским оттенком, и с вопросом (интригой), и с юмором, словом, оно не только точно передает ощущение от самого фильма, но и хорошо привлекает внимание потенциальных зрителей. А будь этот фильм снят сегодня, то его название, скорее всего, звучало бы как "Свадьба арапа" или "Петр и арап", что, согласитесь, опять же скучно. Так что не стоит впадать в крайности.

Продолжение - в следующем номере.
10.11.2000


"Ясли-сад" Федора Вирина для Народа / Лекция 2. Материалы. Часть 1.

Прежде чем выкладывать материалы на сайт, необходимо их для этого подготовить. Причем подготовка материалов, включает в себя не только их непосредственное создание, но и целый комплекс мер по их предварительной "обкатке". Именно об этом я буду рассказывать в нижеследующей лекции.

Общие принципы

Все материалы вашего сайта должны быть единообразны внутри каждой категории. Например, если у вас есть раздел со статьями (написанными вами или вашей фирмой), то постарайтесь, чтобы все представленные в нем статьи были примерно одного размера (не в точности, конечно, но с отклонениями не более чем на треть). То же самое касается и визуальных материалов: они выглядят значительно аккуратнее, если приведены к одному размеру (или, если это невозможно, то к одинаковой ширине или высоте). Кстати, это обусловлено и сеткой, которую мы изучали в предыдущей лекции, - для ее соблюдения вам так или иначе придется унифицировать графическую информацию.

Пожалуй, единообразие материалов - это наиболее важное к ним требование. Особенно это касается корпоративных и других сугубо официальных сайтов. То есть, унификация содержимого сайта придает ему солидность и строгость во внешнем виде. Сайт, на котором вся информация строго структурирована и выглядит специально для этого сайта написанной, воспринимается значительно серьезнее, нежели тот, материалы которого "надерганы" из разнородных источников. Важно, что однородность материалов не обязательно приводит к общей "скучной информативности" сайта, - это, скорее, вопрос языка, на котором материалы написаны. Не стоит думать, что "я сделаю все одинаковым, и будет скучно", потому что будет не скучно, а упорядоченно, а чтобы сделать действительно "интересный беспорядок", нужно сначала научиться делать "порядок". Важно также соблюдать однородность на текстах "второго порядка" (описания, служебные тексты, расценки на размещение рекламы и пр.), тем более, что логически эти тексты представляют собой единый раздел служебной информации, даже если он и не выделен обособленно.

Отдельный разговор об иллюстративном материале для официальных сайтов. Здесь я рекомендую определить один жесткий размер изображения (или два: вертикальный и горизонтальный), зависящий от модульной сетки, и привязать его к формату отпечатка (лучше стандартному). В этом случае у вас, во-первых, не будет проблем с выбором формата печати, сканирования, обработкой и пр. Вполне возможно, что для соблюдения стилистики вам придется обязать фотографа снимать предпочтительно вертикальные кадры или наоборот, но зато ваш сайт будет выглядеть более гармоничным и строгим. То есть, единый стиль для официального сайта - это тот фетиш, в жертву которому имеет смысл принести все остальное. В конце концов, не стоит зацикливаться на строгости корпоративного сайта и пытаться совместить его с контент-проектом. Надо просто разделить официальную информацию о корпорации и работающие проекты этой корпорации: посмотрите, например, на сайт "Лукойл" и "Мультимедиа" - вот пример подобного разделения.

Другой важный момент, который часто не принимается во внимание создателями небольших сайтов, особенно персональных - это комплектность материалов. То есть все те рубрики, которые вы запланировали для вашего сайта, должны к моменту их открытия содержать необходимое минимальное количество материалов. Не оставляйте ничего "на потом", так как мало найдется вещей, которые раздражают посетителя более нежели надписи "будет скоро" или "еще в работе", особенно, когда он их наблюдает в течение нескольких месяцев подряд. Если вы не можете в данную минуту (например, к моменту запуска сайта) собрать материалы в какую-либо рубрику, то лучше не открывайте и не анонсируйте ее - вы всегда сможете добавить собранную рубрику к вашему сайту. Если же присутствие рубрик в содержании сайта необходимо, то имеет смысл отложить открытие сайта до полного сбора материалов.

Как обычно, это требование особенно жестко предъявляется публикой к представительским материалам, то есть корпоративным, торговым, сервисным, правительственным и подобным сайтам. Для контент-проектов и развлекательных узлов не столь важен их официальный, и строгий вид, однако практика показывает, что появление таких разделов не приносит никакой выгоды - ни прямой, ни косвенной. Поэтому старайтесь избегать "under construction", если только у вас есть такая возможность. Единственным исключением из этого правила может быть предварительное анонсирование проекта или его части. Так, например, поступила Transmeta, представляя свой первый процессор Crusoe, однако обратите внимание, что, во-первых, реклама этого проекта проходила не только в Сети, но и в других медиа-носителях, а во-вторых, и это ключевой момент подобной технологии, на сайте стояла дата "откроется такого-то", а не "скоро будет". Точная дата подстегивает интерес, тогда как вторая фраза лишь вызывает досаду от того, что желаемую информацию вы так и не смогли получить.

Продолжение - в следующем номере.
02.11.2000


"Ясли-сад" Федора Вирина для Народа / Лекция 2. Макет. Часть 2

Создание макета - это не только конструкторская задача, но и, в некотором роде, творческий процесс. В связи с этим, предложить здесь какую-либо жесткую схему работы достаточно сложно, если не сказать - невозможно. Тем из вас, мои читатели, кто работал с печатной продукцией и особенно с версткой периодических изданий будет проще разобраться с созданием макета. Вместо того, чтобы пытаться выстроить схемы построения макетов, попробую рассказать, как я делаю макет нового сайта, возможно, вам поможет моя методика. Также я рекомендую прочесть литературу по теме, список ее вы найдете в конце лекции.

Во-первых, я сажусь за стол и кладу перед собой стопку бумаги и несколько карандашей и ручек разного цвета - мне удобно рисовать разными цветами, хотя на первых стадиях проектирования это может быть несущественным. Так, основы своих макетов я обычно разрабатываю в метро или в перерывах между работой на любом мало-мальски подходящем клочке бумажки. Затем я выписываю на бумагу все элементы страницы, в том числе и те, которые будут присутствовать только с некоторой степенью вероятности - планирование их присутствия необходимо, чтобы макет был достаточно гибок и учитывал все возможности расширения. Если вы грамотно спланируете принципиальный макет, то вам не придется его часто менять из-за того, что необходимо внести какие-либо материалы, которые "не лезут" в старую сетку. В списке, который я составляю, обязательно присутствуют и рекламные баннеры, и кнопки, и элементы навигации - все до самых последних мелочей, что должно присутствовать на страницах нового сайта. Если элемент имеет фиксированные размеры, то я обязательно помечаю это у себя в списке.

После этого я решаю для себя сколько потоков информации будет размещено на каждой странице, например на внутренних станицах "Библиотеки Мастера" таких потоков два: основной текст в левом поле и навигационное меню справа. Число визуальных колонок-полей текста (но отнюдь не колонок таблицы-разметки) будет соответствовать числу информационных потоков (и наоборот). Далее я рисую от руки примерное расположение элементов на странице, обязательно включая элементы, которые имеют фиксированные размеры (обычно это баннеры и кнопки). На этом этапе все подобные элементы должны быть распределены по странице, то есть в этот момент я уже представляю, как будет выглядеть страница. Важной деталью будет определение ширины колонок для комфортного размещения в них необходимых материалов. Например, если вы располагаете большой массив текста (более 5 килобайт), то вряд ли вы захотите это делать в узкой колонке 100-150 точек, для такого текста подойдет поле шириной 350 и более точек. Все это необходимо учитывать на начальной стадии "раскидывания" макета.

Затем я расписываю на получившемся макете размеры элементов (пока только фиксированные) и смотрю что получилось. Общая ширина таблицы не должна превышать 750 точек, но лучше ее сдерживать в пределах 700-710 точек, чтобы гарантировано избежать горизонтального прокручивания экрана на старых мониторах. В реальности, чаще всего ваша таблица упирается в фиксированные размеры баннеров и кнопок: вам приходится либо отказываться от их использования (что, зачастую, означает отказ от одного из немногих источников прибыли), либо строить свой макет на их основе.

На всякий случай напомню, что самые распространенные на сегодняшний момент размеры баннеров - это 468х60, 120х60, 100х100, 400х50, а также кнопка 88х31. Следует иметь в виду также и формы для подписки на рассылку, которые могут иметь заранее заданную ширину (ее, правда, всегда можно поменять), поисковые окна и прочие служебные элементы. Таким образом, задача создания макета наполовину состоит из решения головоломки, как разместить все эти элементы на ограниченном поле страницы так, чтобы полученный результат выглядел гармонично и аккуратно.

Закончив с принципиальной схемой, я рисую макет на бумаге уже с помощью линейки и карандаша, приводя все к реальному масштабу и размечая размеры элементов (таблица 700 точек поместится на листе А4 в масштабе 2 мм на точку). Теперь мне точно известны размеры колонок, а следовательно и ширина размещения текстовых или графических элементов, поскольку часть из них образована от стандартных баннеров, а остальные получены по остаточному принципу. Расчертив колонки, я отображаю на макете характер материала в каждом информационном потоке, стандартные элементы, расположение навигации, колонтитульные элементы и пр.

Теперь по полученному макету нужно определить сетку таблицы, которая будет составлять основу HTML-страницы. Основная задача на этом этапе - создать такую таблицу, в которой можно разместить все указанные нами элементы, учитывая, что единственным средством, доступным нам в момент верстки страницы, будет возможность объединения любых рядом расположенных ячеек. Соответственно, нужно посмотреть на страницу и определить, есть ли в ней элементы, которые пересекают несколько рядом стоящих колонок. В этом случае, возникает необходимость введения в таблицу дополнительных колонок, относительно тех "поточных" колонок, которые уже получены на вашем макете (см. рисунок.). Если линии макета и линии сетки будущей страницы не совпадают (как это показано на рисунке), то я рисую линии таблицы поверх макета другим цветом.

Итоговая таблица должна состоять из наиболее мелких регулярных элементов, которые вам предстоит включить на свою страницу. На самом деле, можно составить таблицу из сетки ячеек размером 1х1 см, а потом их соединять по мере надобности в конгломераты нужного размера, однако это крайне неудобно, во-первых, и очень не рационально, во-вторых, потому что объем полученного таким путем кода будет превышать все мыслимые пределы. Поэтому ваша задача составить не просто таблицу из минимальных элементов, а таблицу из элементов не больше и не меньше минимальных!

Собственно, это все. Таблица уже готова и теперь ее можно описать в виде HTML-кодов и "натягивать" на нее элементы дизайна, в результате чего, у вас получится шаблон для последующих страниц сайта. После этого на шаблон "заливаются" уже сами материалы и получается сайт, но это уже тема для последующих лекций.

Продолжение - в следующем номере.
27.10.2000


"Ясли-сад" Федора Вирина для Народа / Лекция 2. Макет. Часть 1

Макет - это набор правил, по которым располагаются элементы страницы. Таким образом, макет - это основа верстки, - тот каркас, на который "натягиваются" элементы дизайна и информационное наполнение страницы.

Обратите внимание, например, на какой-либо известный периодический журнал (лучше бумажный, а еще лучше - бумажный научный), здесь вы увидите, что повторяющиеся элементы: расстояние между колонками текста, размер запечатываемой области полосы, отступы перед заголовками, размеры пролей и пр. - одинаковые по всему журналу. Собственно это и есть макет журнала, и точно то же самое вам предстоит сделать для своего сайта.

Зачем нужен макет? Как один из основополагающих элементов стиля, макет создает в документе единство, ощущение неделимого образного ряда. То есть макет упорядочивает документ, делает его, в общем случае, легкочитаемым и более удобным для восприятия. Вторая, не менее важная роль макета - это облегчение жизни верстальщика. Теперь ему не нужно задумываться над тем, как "раскидать" элементы на страницы, так как их положение жестко задано или определено макетной сеткой.

Прежде чем начать создание макета, необходимо определить, макет чего вы собираетесь делать, что сводиться к определению количества принципиально различных страниц на вашем будущем ресурсе. Например, "Парад уродцев" целиком создан на одном макете, несмотря на то, что первая страница внешне несколько отличается от всех остальных; в этом случае создание макета для сайта сводиться к планированию одной единственной страницы. Результатом такого планирования, является единый шаблон, по которому создаются все внутренние страницы.

Иногда возникает необходимость создания нескольких макетов для одного сайта, однако это может быть оправдано только в том случае, если нужно заметно разделить несколько разделов или при наличии различных типов материалов, долженствующих размещаться отдельно. Но даже и в этом случае важно понимать, что создавать две разные страницы, пользуясь одним макетом гораздо проще, чем создать стилистически похожие страницы на разных макетах. Для примера можно сравнить страницы статей и страницы в каталоге рассылок на сайте "Библиотека Мастера", которые сверстаны по одному макету.

Поскольку основным средством точного позиционирования элементов на HTML-странице являются таблицы, то задача макетирования во многом сводиться к рисованию (естественно на бумаге) сетки этой таблицы. Потом, когда вы уже научитесь пользоваться языком разметки станиц HTML, то в том или ином редакторе создадите рабочий вариант этой таблицы и наполните ее содержимым, а пока ваша задача только нарисовать ее на бумаге.

Очевидно, что для создания макета необходимо четко представлять себе количество и характер элементов на странице, а следовательно, вам необходимо заранее определить типы материалов и их объем. Ну, с типами все довольно просто, так как вы определили их еще при планировании сайта, а вот с объемами придется немного повозиться. Фактически у вас есть два варианта: либо вы подгоняете макет под объем материалов, либо вы подгоняете объем материалов под заранее созданный макет. На самом деле, прибегать к первому варианту приходиться крайне редко, например, при работе с авторскими или другими специфическими материалами, которые не подлежат редактированию. Во всех же остальных случаях, любой материал - картинка или текст может быть доработан в соответствии с требованиями макета.

Возьмем в качестве примера "Парад уродцев". Это классический вариант подгона материалов под макет: все картинки приведены к одинаковой ширине (для удобства, макет допускает три стандартные ширины) так, чтобы они укладывались в отведенное им место. Естественно, что макет учитывает основной характер материала (крупные графические объекты), поэтому я легко могу подгонять материалы в соответствии с установленными правилами. С другой стороны, зажатый со всех сторон макет "Библиотеки Мастера" не подходит для графической информации, которая будет стараться "выйти за рамки страницы" и создавался специально для текстовых и презентационных материалов (диаграммы графики), поэтому не возникает проблем при их редактировании под формат. Точно также и вы определяете характер предполагаемых материалов, делаете макет, а затем подгоняете объем информационных элементов под установленные вами же рамки.

Вернемся к собственно самому макетированию - вам предстоит создать таблицу, отвечающую нескольким требованиям. Во-первых, она должна содержать пространство для каждого возможного элемента на странице, то есть, создавая таблицу, вы должны предусмотреть место для каждого элемента, который вы захотите на данной странице поместить вне зависимости от того, будет он реально присутствовать на каждой странице, сверстанной по этому макету, или только на некоторых. Во-вторых, в создаваемой таблице должно быть минимальное количество ячеек, которое будет удовлетворять вышеозначенному требованию. Это позволит вам легче управлять таблицей (то есть упрощает процесс верстки), и, кроме того, вы несколько сокращаете объем кода, уменьшая тем самым нагрузку на сервер и время, необходимое для загрузки страницы. На самом деле, язык HTML не обладает, мягко говоря, широкими возможностями для макетирования, однако, вы можете жестко задавать ширину столбцов и объединять (как в EXCEL) любые рядом стоящие ячейки. В-третьих, таблица должна быть достаточно гибкой, чтобы в нее можно было поместить широкий диапазон непредусмотренных элементов. Вам предстоит создать свою таблицу, исходя из вышеозначенных предпосылок.

Особенности WWW и собственно языка HTML приводят к тому, что вид вашей страницы зависит от настроек конкретного компьютера пользователя. В связи с этим ваше творчество ограничено рядом стандартов 'de facto' - со многими из них вы познакомитесь по ходу курса. Что же касается макета, то здесь вы ограничены по большей части экранным разрешением (то есть количеством точек, которые способен отображать среднестатистический монитор). Вернее будет сказать так: если вы не хотите доставить пользователям неудобство (а горизонтальная прокрутка экрана - это одна из самых неприятных штук), то ограничивайтесь экранным разрешением. Доминирующее сейчас разрешение - 800х600 точек, более того, с постепенным переходом на 17-дюймовые мониторы среднее разрешение возрастает до 1024х768. Опираясь на эти цифры, вы можете смело рассчитывать на ширину 700 точек - это будет максимальная ширина вашей таблицы. Внимание полиграфистам: точка (pixel) к пункту не имеет никакого отношения! Это физическая точка - элемент люминофора.

Продолжение - в следующем номере.
24.10.2000


"Ясли-сад" Федора Вирина для Народа / Лекция 1. Планирование. Часть 2

Следующее, что вам предстоит сделать - это подготовить структуру сайта, которая в дальнейшем определит не только систему навигации, но и возможности по расширению. Что такое структура? Это логическое построение разделов, их совместное расположение и взаимосвязь на сайте. Вернемся к нашему замечательному примеру - сайту "Варенье в массы". Здесь у нас представлено несколько разных направлений:

1. Рецепты приготовления варенья;
2. Советы по приготовлению варенья;
3. Забавные истории о варенье;
4. Рекомендации по поеданию варенья;
5. Советы по приготовлению варенья;
6. Очерки о способах поедания варенья;
7. Рекомендации по сбору ягод;
8. Доска приглашений на дегустации;
9. Чат.

Итак, у нас есть восемь видов информационного наполнения, которые необходимо сгруппировать по нескольким разделам. Казалось бы, вполне естественно сделать два раздела: приготовление и поедание варенья, но этого явно недостаточно. Куда, например, поместить забавные истории о варенье, а также доску приглашений на дегустации (безусловно, дегустации - это раздел "поедание", но они предназначены для определения лучшего рецепта, то есть - раздел "приготовление"). Возможно, впоследствии вы захотите организовать массивы информации, такие как: "История варенья" или "Лечебные свойства варенья", которые при разбиении сайта на два больших раздела помещать также некуда. Следовательно, нужно организовать, как минимум, четыре больших раздела:

1. Приготовление варенья;
2. Поедание варенья;
3. О варенье;
4. Живое общение;

На самом деле, можно организовать и линейную структуру, но у нас в наличии восемь массивов, тогда как объем воспринимаемой человеком информации, как доказано физиологами, 5-7 предметов единовременно. Таким образом, при задании линейного массива информации в данном случае вы будете вносить дезорганизующие элементы в сознание (а следовательно, в восприятие) пользователя. Поэтому, постоянно помня о возможностях расширения, мы организуем на сайте "Варенье в Массы" четыре больших раздела, в которые и оформляем все наши массивы информации. А вот, линейная структура подходит очень хорошо для небольших объемов тексто-графической информации.

Итак, теперь у нас есть структура сайта "Варенье в массы":

Обратите внимание, что М 1… 8 - это массивы контентных страниц, а титульная страница (Т) и титульные страницы разделов (Р 1… 4) - это одиночные страницы. Если сравнить нашу схему с привычной каждому печатной книгой, то Т - это титульный лист, Р1-Р4 - шмутцтитулы, а М1-М8 - это собственно сами сотни страниц с текстом. Однако если в массивах 1-8 слишком много текстовых страниц, то они могут потребовать дополнительной рубрикации, то есть дополнительных промежуточных страниц (например, массив рецептов может содержать несколько сотен страниц, и пользователь будет испытывать неудобства, если для поиска нужного ему придется перебирать все варианты). Применительно к рассматриваемому нами массиву рецептов это может выглядеть следующим образом:

Где Пр 1 - титульная страница подраздела.

Получившаяся структура даст вам не только прозрачное понимание сайта для всех, кто над ним работает, но впоследствии и основу навигации (о ней будет рассказано в следующих лекциях). Фактически, вам осталось натянуть на получившийся каркас непосредственно сами механизмы навигации и система перемещения по сайту уже готова.

Все, что у вас получилось надо записать на бумаге и отложить в сторону для раздумий, а через пару дней вернуться к своим запискам и подумать: ничего ли вы не упустили? Возможно, имеет смысл оставлять на полях заметки о смысле тех или иных разделов, которые вы предусмотрели на сайте, потому что через пару недель, когда вы приступите к наполнению сайта информацией, рабочие названия ваших разделов могут потерять для вас смысл и вы запутаетесь. Вообще, надо сказать, что на память лучше не полагаться, поскольку дел очень много и все важные, а память - вещь ненадежная, поэтому все, что можно записать, лучше записать.
Продолжение - в следующем номере.
17.10.2000


"Ясли-сад" Федора Вирина для Народа / Лекция 1. Планирование. Часть 1

Что бы вы ни затевали, будь то домашняя страничка, развлекательный или коммерческий сервер, начинать надо с принципиального плана. Подумайте что и, главное, ради чего вы хотите запустить новый проект? Даже если ваша цель характеризуется фразой "чтобы было…", то она все равно определяет средства, которые вам потребуются, вернее, которые вы будете применять для ее достижения. Мне не раз приходилось давать консультации новичкам, которые хотели бы сделать свой сайт, но не знали с чего начать, и первое, что я у них спрашивал - это то, какие цели человек ставит перед собой; что именно и кому он хочет сказать или доказать. Парадоксально, но люди чаще всего не могут дать вразумительного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Чаще всего можно услышать отговорки наподобие: "шеф сказал", или "хочется", или "это модно", однако конкретная цель остается за пределами разговора.

Но важность цели невозможно переоценить. Именно она определяет все (да-да, именно все) дальнейшие ваши шаги, начиная с выбора инструментов и исполнителей и заканчивая бюджетом и маркетинговыми методами, которые вы будет применять. Поэтому первым делом нужно сесть, положить перед собой белый лист бумаги и написать на нем вдумчивое и развернутое обоснование того, для чего вы хотите запускать новый проект, какие у вас есть цели и почему они актуальны (хотя бы и для вас одного). Кстати, если вы работаете в команде, то изложение плана на бумаге имеет колоссальное значение для полноценной работы вашей команды. Кто и как поймет то, что вы сумбурно или с недоговорками объясните на словах - неизвестно, а бумага - это четко изложенная инструкция.

Теперь, когда вы изложили на бумаге свои цели, подумайте, а стоит ли вообще воплощать их? Очень часто наши "великие" идеи будучи изложенными на бумаге превращаются в весьма жалкое зрелище (вообще бумага - строгий судья). Может быть, имеет смысл подождать, когда у вас появиться что-нибудь более интересное в плане идей, а не реализовывать заведомо обреченные проекты?

Но, допустим, вы все же пришли к выводу, что ваши цели хороши (иначе зачем бы вам читать дальше?), но рано еще спешить к компьютеру, надо решить еще кое-какие вопросы. В частности, необходимо определить набор средств, с помощью которых вы будете добиваться поставленной цели. Например, вы решили создать сайт о вашем новорожденном ребенке с целью, чтобы все ваши родственники (которых очень много), а также знакомые (которых еще больше) могли с нетерпением следить за взрослением ребенка в режиме онлайн (при этом их желание следить за ростом вашего малыша роли пока не играет). Что вам для этого необходимо? Конечно, в первую очередь, это фотографии - много, много фотографий, разбитых на группы по месяцам и годам: вот первая улыбка, первый раз ребенок сел, вот первый шаг и т.д. Во-вторых, это описание - дневник жизни вашего малыша от рождения и до текущего момента, ну и, в-третьих, вам нужно место, где вы могли бы оперативно отвечать на вопросы и принимать поздравления.

Или, например, вы художник и хотите устроить выставку-продажу своих произведений. В этом случае вам потребуются фотокопии ваших картин, желательно специально снятые для вашей галереи, книга для отзывов и предложений, а также некий специальный механизм для приема и оплаты заказов. Не исключено, что вы захотите поместить на сайте свои мысли по поводу некоторых картин: когда и как они были написаны, какое настроение владело вами, когда вы писали ту или иную картину и прочая и прочая.

Или, например, рассмотрим очень оригинальный и интересный сайт "Варенье в массы", посвященный приготовлению и поеданию варенья. Что же необходио разместить на нем? Конечно, это огромное количество рецептов варенья и советы ведущих кулинаров к ним, различные рекомендации по сбору, покупке, выбору и заготовлению ягод (или из чего еще варится варенье), условия их предварительной подготовки, и что делать, если ягоды оказались непригодными. Кроме того, уместными будут забавные истории, связанные с вареньем, фотографии супер-поедателей и отзывы о них, очерки о различных методах поедания варенья. И, наконец, доска приглашений на дегустации в специальные клубы (дисконт прилагается), а также чат для всех желающих приобщиться к теме в живом общении.

Вариантов может быть бесчисленное множество, и для каждого из них будет свой собственный список необходимых компонентов. Постарайтесь учесть и те составляющие вашего сайта, которые появятся позднее, в процессе его развития. Так, например, на сайте "Варенье в массы" со временем может быть организована прямая трансляция через Интернет чемпионата мира по поеданию варенья, следовательно, создателям сайта желательно предусмотреть и такой вариант развития событий, чтобы потом не пришлось в срочном порядке перекраивать весь макет.

Теперь у вас есть список необходимых компонентов, которые будут составлять основное информационное наполнение вашего сайта (content). Этот список охватывает все, что должно присутствовать на вашем сайте, следовательно, именно этот список вы будете держать в голове при дальнейшей работе над проектом (дублирование списка на бумаге никоим образом не отменяется).

Продолжение - в следующем номере.
05.10.2000


Вверх  >>

 



Архив >>



Найти:
в Газете  по Народу.Ру
на Яндексе



(с) Народная газета
(с) Народ.Ру
Дизайн - Студия Артемия Лебедева

 


 

Hosted by uCoz