Здесь представлен архив "Впечатлений"

Перейти на главную страницу "Впечатлений" >>


Выставка «Постижение Ван Гога»

ФРАГМЕНТ ЭКСПОЗИЦИИ В Санкт-Петербурге в Мраморном зале Российского Этнографического музея (Инженерная ул., д. 4) с 30 марта по 13 апреля 2003 года проходила выставка «Постижение Ван Гога», приуроченная к 150-летию художника. Целью выставки было пеpедать влюбленность Винсента Ван Гога в живопись, в созидательное твоpчество, его стpемление запечатлеть в своих полотнах кpасоту миpа, его восхищение пеpед всяким твоpением пpиpоды. Сама выставка состояла из 150 работ питерской художницы Елены Поповой.

ХОЛЛ МРАМОРНОГО ЗАЛА Сам Мраморный зал представляет собой просторное двухъярусное помещение, отделанное мрамором в гранитно-розоватых тонах. На верхнем ярусе, расположенном по периметру зала и отгороженном колоннами, вдоль стены располагались картины. В холле нижнего яруса были установлены небольшие выставочные стенды, расположенные наподобие простенького лабиринта, на которых также были размещены картины.

ЕЛЕНА ПОПОВА Это были очень искусные копии картин Ван Гога, выполненные Еленой Поповой пастелью на холсте и помещенные в рамки под стеклом (поэтому на фотографиях заметны небольшие блики от вспышки). Под каждой картиной была прикреплена табличка, на которой размещалась информация о названии подлинника и копии картины, а также небольшой фрагмент из писем Ван Гога. Так, под одной из картин читаю:

«…Теперь, однако, живопись неожиданно открывает передо мной большой простор, дает возможность схватывать эффекты, которые прежде были неуловимы, причем именно такие, какие в конце концов наиболее привлекательны для меня; она проливает свет на многие вопросы и вооружает меня новыми средствами выражения. Все это, вместе взятое, делает меня по-настоящему счастливым…» (226, брату Тео)

Как известно, Ван Гог в свое время потреблял абсент. Поэтому в первый день выставки всем посетителям организаторы предлагали попробовать абсент «Винсент Ван Гог». И, конечно же, каждый день на выставке присутствовала автор работ — Елена Попова. С ней можно было просто пообщаться, расспросить про ее творчество и получить автограф. Свои впечатления от выставки все желающие могли записать в предназначенную для этого большую тетрадь и получить специально подготовленный буклет выставки.

ПАРА БОТИНОК Елена Попова писала свои работы по репродукциям, стараясь точно воспроизвести в копиях оригиналы, чтобы все объекты были расположены соразмерно, т. е. чтобы все цвета и пропорции соответствовали оригиналам. Но работы Елены это не простое копирование — в своих работах ей хотелось показать богатый внутренний мир Ван Гога, представить его мировоззрение и все многообразие выразительного цвета картин Ван Гога. Отчасти поэтому на многих картинах Елены краски несколько более яркие, чем на оригиналах.

О выставке и картинах я задал несколько вопросов автору картин.

— Елена, как возникла идея проведения выставки?

ДЕРЕВЕНСКАЯ УЛОЧКА В ОВЕРЕ — Ван Гог мой любимый художник. Несколько его картин я копировала раньше просто для себя. Потом копии картин стали просить для себя друзья — они им очень нравились. Затем мне довелось побывать в музее Винсента Ван Гога в Амстердаме. Я была в восторге от этого музея, и к 150-летию художника мне захотелось сделать выставку, посвященную творчеству Ван Гога. В июне 2002 года было около 20 работ. После договоренности с музеем пришлось срочно сделать еще 130 работ. Для этого пришлось писать картины быстро, но за счет такой динамики удалось передать именно внутренний мир Ван Гога. А если пришлось бы писать медленно, то это были бы уже совсем другие картины.

— По каким принципам вы выбирали фрагменты писем Ван Гога?

СБОР УРОЖАЯ В ЛЕ КРО С ГОРОЙ МОНТМАЖУР НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ — Во фрагментах писем мне хотелось показать Ван Гога как человека — его страдания от безденежья, от непризнания и пренебрежения его творчества окружающими. Хотелось также показать его философские начала в письмах, его отношение к жизни, природе, семье. Цитат из писем было отобрано значительно больше, и выбирать из них было очень непросто. Старалась отдать предпочтение тем фрагментам писем, которые соответствовали по времени созданию картин.

— Какие дальнейшие творческие планы?

ВАЗА С ЧЕТЫРНАДЦАТЬЮ ПОДСОЛНУХАМИ — Сначала хочу просто отдохнуть — я устала от копирования, ведь для этого надо попадать определенным цветом в определенное место на картине. Это более тяжелый процесс, свое творчество значительно легче, так как все в своей власти. Просто буду заниматься только своим творчеством.

— Не боитесь пресыщения Ван Гогом?

— Нет, не боюсь! Я знаю, что сделала я, а что Ван Гог. Я устала только от копирования.

Но Елена не только занимается живописью — у нее есть и дpугое любимое дело — психология упpавления. На эту тему уже была издана ее книга «Конкуpенция. Психология победы в бизнесе и жизни».

— Елена, как Вам удается находить вpемя для занятия живописью и для написания книг?

— Мои дети выpосли (у Елены два взpослых сына), вот у меня и освободилось вpемя. Кстати, один из моих сыновей сделал интеpнет-сайт для меня, так что заглядывайте в гости. Его адpес: Leningradik.h1.ru.

Любую выставку следует оценивать по тому впечатлению, котоpое она оставляет в памяти. Попpобую и я pазобpаться со своими впечатлениями.

ВНУТРЕННИЙ ДВОР БОЛЬНИЦЫ В АРЛЕ Безусловно, выставка удалась — мраморный зал и картины дополняли друг друга, составляя единое целое в стильной и гармоничной экспозиции. Создаваемая ими атмосфера давала ощущение торжественного вдохновения и радости, праздника искусства. Пространство словно было наполнено живым воздухом, столь характерным для такой манеры живописи, как импрессионизм. После пpосмотpа выставки долго оставалось пpиподнятое настpоение, миp словно пpедстал в самых своих лучших тонах. Экспозиция даpила всем посетителям чувство pадости и жизнелюбия, ведь недаpом твоpчество Ван Гога называют «жаждой жизни». Так что выставку следует пpизнать очень удачной.

Хочется поблагодарить Елену Попову, Российский этнографический музей и всех организаторов выставки за прекрасный праздник искусства, подаренный всем горожанам к 150-летию Винсента Ван Гога и 300-летию Санкт-Петербурга.

Diter, Vinum.narod.ru
14.04.2003, опубликовано 17.04.2003


Редакция "Народной газеты" оставляет за собой право отказать в публикации рецензий без объяснения причины.
За содержание рецензий "Народная газета" ответственности не несет.

Вверх>>

 



Архив >>



Найти:
в Газете  по Народу.Ру
на Яндексе



(с) Народная газета
(с) Народ.Ру
Дизайн - Студия Артемия Лебедева

 


 

Hosted by uCoz