Здесь
представлен архив "Впечатлений"
Перейти на главную
страницу "Впечатлений" >>
Архив / Дети
– Товар – Деньги
/ Пособия по русской литературе для абитуриентов
Призрак бродит по России – призрак капитализма.
И, кажется, нет ничего в нашей жизни, что не стало бы товаром
и не претворялось бы в деньги. Ничего! Не настаиваю на открытии,
но уверен, что и само "ничего" или "ничто" - тоже весьма ходовой,
популярный и очень выгодный товар.
Газета "Коммерсантъ Клиент", тираж миллион
экз., в начале учебного года публикует ироничную и весьма
самодовольную статью "Конкурс родителей", где приведены расценки
за поступление в вуз – в среднем $10.000 (высшая мера – до
$30.000). В статье много нюансов. Например: "Завкафедрой за
$1.600 отдал нам на час работу, и сын вместе с репетитором
все исправил и дописал". Или: "Выигрывает тот, у кого наиболее
влиятельный покровитель в приемной комиссии. Без растянутых
взяток – оплаты репетиторов - не обойтись" (слова якобы члена
приемной комиссии МГПУ им. Ленина, с. 4). Правдива ли статья
– не знаю. Скорее всего – дискуссионна.
Совершенно очевидно другое – масс-медиа внушают
установку на то, что бесплатное образование ("ничто") становится
товаром, и причем чрезвычайно недоступным. Куда деться тем,
кого цифры с четырьмя нулями обескуражат? Скорее всего они
обратятся к книжному лотку, где предлагают помощь абитуриенту
за $ от 1 до 5 – без всяких нулей. Пособия для поступающих
издаются тиражами, сопоставимыми с газетой "Клиент", а оборот
капитала в этой сфере, очевидно, суммарно превосходит все
растянутые взятки. Дело крайне выгодное. Разумеется, в качестве
товара и здесь предложат "ничто", и это даже не худший случай.
Есть ведь и товар с отрицательной стоимостью.
Самое характерное свойство абитуриентской
литературы – очевидная халтура. Авторы под гриф "Для поступающих"
готовы подверстать все, что у них на виду: сведения из школьных,
иногда вузовских учебников, перечни терминов, общеизвестные
программы экзаменов. Все это идет как нечто сокровенное. Иная
книга будет названа "Как написать сочинение", иная – "Секреты
успеха" и проч.
Вот читаю пособие Л.А.Трубиной "Русская литература
20 века" и не вижу ничего сколько-нибудь нового по сравнению
с другими учебниками. На что, интересно поставлено имя этого,
как говорится на обложке, известного литературоведа? Вот книжка
М.И.Мещеряковой "Сочинение. Секреты успеха": перечень терминов,
экзаменационных тем и примеров сочинений… Хоть бы автор попытался
показать пример, умеет ли он сам пользоваться приведенными
ничуть не секретными понятиями (форма внутренняя, внешняя,
сюжет и фабула, конфликт и подобное): путаница понятий заставит
усомниться в этой способности. Книга Н.Е.Базановой и Н.В.Рыжовой
оригинальна лишь тем, что авторы чуть ли не каждый раздел
начинают с фразы типа прочитайте соответствующую главу школьного
учебника: значит, без этого совета никто не догадается…
Тиражируют т.н. золотые сочинения, Бог весть
кем написанные, а это чаще всего самые заурядные, пошлые тексты.
Нередко на экзамене встречаются несколько целиком совпадающих
работ с этими золотыми текстами, в результате – "двойка" для
всех. А помог в этом автор пособия. Даже если совпадения не
выявлены, пусть не будет секретом для абитуриентов, что любой
экзаменатор тут же по шаблонному стилю поймет, что работа
взята из пособия: обычная ответная реакция при этом – повышенная
требовательность, пристрастность, а то и ярость.
Как будто нет ошибок в текстах! При нынешнем
уровне корректуры (или ее отсутствия) в книгах хватает орфо-
и пунктуационных ошибок, речевые можно найти повсюду. Фактических
ошибок – море. Вот в книгах с одинаковым названием "Как написать
сочинение" И.Родина (1998) и А.Птицына (1994) увидим, как
в одном случае Чацкий путешествует не три, а два года, Катерина
Кабанова признается в грехе, находясь в церкви; в другом особенно
не повезло роману Тургенева "Отцы и дети": снохачи оказались
сводниками, bien public переведено как общественное здание,
у Павла Петровича хрустальная пепельница в виде лаптя, трость
с золотым набалдашником, а у Фенечки он находит сходство с
графиней Р. в нижней ее части. Вот ребус для любителей найти
отличия с подлинником.
Издатели тоже любят эксплуатировать гриф
"Для абитуриентов". Вот "Дрофа" издает большие справочники,
биографии, где или мало отличия от школьных пособий, или нет
ничего собственно абитуриентского: биографии интересны сами
по себе. Эдак можно и Библию издать тоже с привлекательным
грифом: в страдную пору – все для абитуриентов. Биографии
Пушкина и Грибоедова переполнены общими местами, неполны настолько,
что едва ли интересны и сами по себе. Автор биографии Пушкина
точно выдает подспудный коммерческий смысл изданий для экзаменов,
подробно выписав часть о гонорарной тактике поэта, как будто
где-нибудь возникнет тема или вопрос "Евгений Онегин как самая
удачная финансовая операция Пушкина" (sic!).
Дух коммерции слишком силен в пособиях.
На редкость бескорыстно выглядит книга Н.А.Шнейберг
и И.В.Кондакова "От Горького до Солженицына. Пособие для поступающих…".
Коммерческий вопрос здесь ушел в сторону, уступив пропагандистскому
напору: литература советского периода сплошь показана через
репрессии. В хитро написанной книге не сразу отличишь факт
от слухов, но картина создана кровавая. Литература без оттенка
тюрьмы и крови словно не замечена. Все эти манипуляции едва
ли по силам понять школьникам, а в результате, скажем, Исаак
Бабель, из под пера которого выходили мерзкие строки о тупом
славянском существе, кощунственные описания русских икон,
Бабель, сам тянувшийся в свидетели пыток и расстрелов, в ком
Вяч. Полонский отмечал садистические черты и проч., этот писатель
получит звание интеллигента, гуманиста и эстета на страницах
пособия: в предэкзаменационном ажиотаже дети легко усвоят
и не такое, а будет ли дальше время разобраться – кто знает
и кто захочет?..
Словом, положение в абитуриентской литературе
весьма печально. Одной критики здесь недостаточно. В конце
концов, если преподаватель, филолог недоволен чужими книгами,
пиши, голубчик, сам. Так и поступил автор этой заметки, начав
издавать выпуски книги под названием "Темы русской классики"
(М., 2000). Заинтересованные лица могут обратиться по e-mail
к автору, в библиотеки, посмотрев, что писали об этой книге
"Литература в школе" (№ 3, 2001), "Преподаватель" (№ 2), "Роман-журнал
21 век" (№ 4) и проч.
В заключение перечислим ведущие, на наш взгляд,
критерии в оценке жанра – пособие для предвузовской подготовки:
Книга должна содержать литературоведчески
свежий, новый материал, исключать повторения общеизвестного,
информацию из базовых учебников – словом, быть полноценным,
оригинальным изданием.
Книга должна содержать результат наблюдений,
а не благие пожелания или конспективные наброски. Избегать
абстрактных рассуждений, не маскироваться за теоретическими
понятиями. Надо дать примеры решения конкретных и актуальных
для абитуриента проблем, а не общие, хотя и, возможно, полезные
сведения.
Книга должна развивать самостоятельность
в восприятии литературы. Избегать нравоучений и пропаганды,
но и подводить к смысловым обобщениям, адекватным русской
культуре. Иногда острая, не рассчитанная на общее согласие
мысль полезнее для абитуриента, чем древние догмы.
Литературный материал должен быть отобран
исходя из реального знания текста: даже самые хрестоматийные
произведения русской литературы содержат неисчерпаемые возможности
для живого, личностного восприятия.
Книга должна быть образцом в композиционном,
стилистическом, содержательном построении высказывания. Культура
издания – тоже важное требование: броские товарные трюки остаются
признаками бесполезного издания.
Книга должна быть испытана на практике,
замечена в преподавательской, научной среде.
Наконец, книга должна быть интересной как
для своего автора, так и для читателя, интересна бескорыстно,
без предэкзаменационной суеты. Книга должна помочь в подготовке
к экзамену, но и остаться в домашней библиотеке.
Итак, чтобы стать хорошим товаром, книга
должна быть книгой, а не подделкой.
А. А. Аникин, канд. филологических наук, доцент (
princeandrey@mtu-net.ru)
09.06.01
Вверх>>
Дети
– Товар – Деньги
/ Обсуждаем статью
include ( "/usr/local/www/webhome/g/g/gazeta/public_html/forum/talk-news.xhtml");
$talk = new talk( $ROOT_TPL, $ROOT_TPL."/forum" );
PRINT $talk->show(45090);
?>
Редакция "Народной газеты" оставляет
за собой право отказать в публикации рецензий без объяснения
причины.
За содержание рецензий "Народная газета" ответственности
не несет.
Вверх>>
|