Здесь представлен архив рубрики "Колонка редактора"

Вернуться на главную страницу раздела "Колонка редактора" >>


Колонка редактора / Архив: ноябрь – декабрь 2001 г.


Новые соревнования по поиску


На днях начался второй розыгрыш Кубка России по поиску в интернете. «Народная газета» взяла интервью у главного редактора компании «Яндекс» Елены Колмановской.

НГ: Кому принадлежит идея Кубка по поиску? Устраивались ли похожие соревнования раньше?

Е.К.: Идея Кубка принадлежит Яндексу. Ходили слухи про WebChallenge — соревнования, которые должны были проводиться в США в виде телевизионной игры, но, кажется, так никогда и не состоялись. Однако идея овладела массами. :-) Яндекс зрел к организации соревнований полгода. Отдельные элементы кубка проигрывались на выставках, скажем, на Интернет-шоу'2000.

Первый розыгрыш Кубка прошел весной 2001 года. По ходу его проведения были придуманы правила. Сейчас перед вторым розыгрышем мы долго обсуждали вопрос, стоит ли правила менять, и пришли к выводу, что хорошо придумали их весной.

Первый и второй тур останутся такими, как были — 20 вопросов по 3 минуты в первом, три вопроса-«сказки» во втором. Некоторые изменения произойдут в финале, но какие — пока секрет.

НГ: Чем поисковые игры отличаются от традиционных викторин или разгадывания кроссвордов?

Е.К.: В викторинах и кроссвордах упор делается на знание, на эрудицию. В поисковой игре главное — умение искать. То есть умение сформулировать вопрос и оценить ответ.

В первом туре мы не требуем, чтобы информация была «правильной» — достаточно, чтобы эта информация находилась в интернете. То есть это соревнование по «чистому» поиску. А во втором туре уже нужны «правильные» ответы — мало находить информацию, надо еще уметь ее оценивать.

НГ: Если в роли организатора кубка выступает Яндекс, значит ли это, что искать можно только Яндексом?

Е.К.: Конечно, нет. Мы специально оговорили в правилах, что никаких ограничений на использование инструментов поиска нет. Организатор Яндекс означает две вещи: что мы отвечаем за качество проведения соревнований и что сотрудники Яндекса не имеют права принимать в них участие.

НГ: Если ли какие-нибудь новшества в правилах по сравнению с первым розыгрышем?

Е.К.: Ужесточены меры против командной игры. Кубок — это личный зачет. При подготовке вопросов учитывались пожелания игроков, сделанные в процессе первого розыгрыша. Но в целом правила остались прежними.

НГ: Все знают, что первый кубок выиграл Антон Носик — человек, профессионально занимающийся поиском. Справедливо ли допускать к участию таких людей?

Е.К.: Профессионалы — вторая проблема Кубка. Первая — качество доступа. Надо сказать честно, что и в том и в другом случае мы не можем обеспечить равные условия, и, я думаю, и не должны. Вообще говоря, не вижу критерия, по которым можно отличить поискового профессионала от любителя. Нет у нас такой профессии «поиск в интернете» или «пользователь интернета».

НГ: Посоветуйте, как можно получше подготовиться к игре, какие навыки или знания могут пригодиться.

Е.К.: На сайте Кубка есть тренировочная игра, можно посмотреть, какого типа вопросы ожидаются в первом туре. В качестве подготовки хорошо подобрать себе удобные инструменты поиска — поисковые машины, каталоги. Некоторые соображения о том, как это сделать, приведены на странице http://www.yandex.ru/info/compare.html.

НГ: Какие призы приготовлены для лучших игроков?

Е.К.: Главный приз — поездка на двоих на этап чемпионата «Формула-1», который пройдет 26 мая 2002 года в Монако; его предоставила компания Red Bull.

НГ: Яндекс все делает сам, так сказать, «за свой счет»?

Е.К.: Первый розыгрыш Кубка был целиком «яндексовый», даже возил участников финала Яндекс, только призы дал Самсунг и место проведения старта и финала — TimeOnline. Поскольку первый Кубок по мнению и участников и зрителей удался, во втором розыгрыше нам помогает уже гораздо больше народу.

Во-первых, появился генеральный спонсор — пиво «Доктор Дизель». Все, кто дополнительно к сайту Кубка зарегистрируются на сайте Дизеля, имеют шанс на дополнительные призы — будет разыграно 10 ящиков пива «Доктор Дизель».

Во-вторых, перевозчиком Кубка стал Аэрофлот — он обещает перевезти в Москву финалистов со всего мира.

Место проведения старта и финала — интернет-центр Cafemax. Для играющих в Cafemax предусмотрены дополнительные призы от Яндекса.

13.11.2001


Словарь Lingvo на Яндексе


Этим летом на Яндексе был запущен новый сервис — русско-английский и англо-русский словарь Яндекс.Lingvo. Он представляет собой сетевую версию хорошо известного электронного словаря ABBY Lingvo, который, помимо общелингвистического словаря, включает в себя целый комплекс специализированных словарей — по экономике, нефти и газу, компьютерам, технике и т. д.

При том, насколько дешев, доступен и удобен в использовании словарь ABBY Lingvo, возникает законный вопрос, зачем вообще нужна его сетевая версия. Ведь работать со словарем, установленным прямо у тебя на компьютере, гораздо быстрее, чем по сети, да и за соединение платить не нужно. Однако в жизни довольно часто случаются ситуации, когда потребность в словаре настигает нас вдали от своего родного компьютера, где загружен словарь. Особенно часто такое бывает во время поездок. Бывает также, что словарь нужен лишь изредка, так что покупать его и устанавливать себе на диск нет смысла. Вот в этих случаях сетевая версия словаря просто незаменима.

Чтобы создать удобную сетевую версию электронного словаря, нужно учесть основное технологически обусловленное различие между ними. Электронный словарь реагирует на пользовательские запросы практически мгновенно, а его сетевая версия, в силу особенностей работы через удаленный доступ, — гораздо медленней. Это неизбежное зло, и при разработке словаря Яндекс.Lingvo мы, естественно, стремились свести к минимуму его последствия. Наш интерфейс ориентирован на то, чтобы пользователь смог получить от словаря максимум полезной ему информации «в одно касание» без множественных перезагрузок страниц. По умолчанию пользователю предлагается очень простая форма, состоящая из поискового поля, куда надо вписать нужное ему слово или словосочетание, и кнопки «перевести». Пользователю не нужно самому настраивать параметры поиска — программа настроена так, что перевод будет сразу искаться по всем словарям и по всем полям словарных статей (в заголовках, в текстах переводов, в примерах). Ну а для эстетов имеется форма расширенного поиска, через которую можно настроить поиск по множеству параметров, выбрав интересующие вас словари, поля словарных статей, точное или не точное соответствие результатов поиска грамматической форме переводимых слов, обязательность или необязательность наличия в результатах перевода всех заданных в переводимом словосочетании слов и т. п. Для тех, кто плохо знает английский и смутно представляет себе, как пишется слово, которое хочется перевести, в расширенном поиске специально предоставлена возможность искать похожие слова. С помощью этой функции вы получите список слов, хоть немного похожих на введенное вами — как бы вы ни переврали при этом его правописание.

Запущенный еще в июле словарь Яндекс.Lingvo пользуется устойчивой популярностью среди пользователей. И если при запуске добрая половина посетивших его людей тестировали его международно известным словом fuck и иными терминами из того же смыслового ряда, то теперь словарь употребляется в основном по делу и в мирных целях.

Евгений Ломизе, руководитель проекта Яндекс.Lingvo
1.12.2001


Вверх >>




Архив >>



Найти:
в Газете  по Народу.Ру
на Яндексе



(с) Народная газета
(с) Народ.Ру
Дизайн - Студия Артемия Лебедева

 


 

Hosted by uCoz