Здесь
представлен архив рубрики "Колонка редактора"
Вернуться
на главную страницу раздела "Колонка редактора"
>>
Народ и электронное правительство
В «Народную газету» пришло такое письмо:
Направляю вам свои ответы на вопросы круглого стола по теме
«Электронное правительство» (с 4 по 6 декабря 2001 г.).
Круглый стол организует Департамент правительственной информации РФ в рамках
Форума «Технологии и решения для электронной России». Возможно,
эта тема также вызовет отклик у читателей и писателей вашей газеты.
a. Что, по вашему мнению, такое «электронное правительство»?
Первопричиной появления в русском языке нового сочетания «электронное
правительство» является англоязычный термин e-Government, который
определяет электронный принцип организации связей в стратегии политического
строительства общественного строя и государственной власти. Цель программ США
(http://accessamerica.gov/) и Великобритании (http://www.iagchampions.gov.uk/):
обеспечение открытости и подотчетности правительств гражданам и
граждан правительству.
Пытаясь понять буквально, что же такое «электронное правительство»,
в словаре русского языка Ожегова С.И. читаем: «правительство
высший исполнительный и распорядительный орган власти в стране».
Прилагательное «электронное», по Ожегову, указывает, что в данном
случае речь идет об органе власти, основанном на свойствах элементарных
частиц (электронов) с наименьшим отрицательным зарядом и наименьшей массой
В прямом и переносном смысле такой «элементарной частицей»
государства является человек-гражданин государства, интересы которого призвано
защищать правительство, руководствуясь принципом: »Все для блага
человека, все во имя человека!». На это «похвальное желание»
у многих, пришедших во власть, «не хватает сил».
Дефицит прямых и обратных связей
органов государственной власти с гражданами государства является причиной
накопления «отрицательных зарядов» в отношениях граждан и
государств, ведущих к циничной развязке по принципу: «Нет человека нет проблемы».
Проявление дьявольских фантазий «международного терроризма» в виде
«самолетных» бомб, «почтовых» язв, взорванных домов и
других ужасов банально по сути и является следствием накопления
«отрицательных зарядов» в общественных отношениях.
Развитие информационно-коммуникационных технологий способствует преодолению
дефицита внимания членов правительства к проблемам граждан, предоставляет
новые возможности участия граждан в решении проблем государств.
По мере насыщения информационной
структуры (инфоструктуры) гражданского общества прямыми и обратными
связями можно ожидать, что «электронное правительство» станет
человечным координационным органом регулирования отношений «свободного
труда, свободно собравшихся людей».
b. Можете ли Вы привести примеры информационных решений (сайтов,
порталов), которые (в определенной степени) соответствуют Вашему представлению
об инфраструктуре «электронного правительства»?
Понятие «инфраструктура» по аналогии с ожеговским толкованием
слова «инфракрасный» подразумевает структуру, невидимую глазом.
Это обстоятельство противоречит принципу открытости «электронного
правительства». Вероятно более подходящим является понятие
«инфоструктура электронного правительства»
условно или безусловно открытое информационное поле, каковым предстает перед
нами гиперкнига ИНТЕРНЕТ.
Основы электронной инфоструктуры гражданского общества закладываются на
портале www.narod.ru. Каждый гражданин,
регистрирующийся на этом портале получает во владение свои информационные
«сотки» (100+10 Мбайт), где предоставляется возможность обустроить
свою «домашнюю страницу» (home page) и проявить в ней свой
творческий потенциал. Narod.ru формирует информационное поле
«электронного гражданства», которое предстает новой реальностью
для государственных правительств. Радио и телевидение как однонаправленные
средства массовой информации, средства воздействия правительств на сознание
людей начинают уступать «средствам массовой интерактивности»
ИНТЕРНЕТ.
Общедоступная электронная инфоструктура, отвечающая неуклонно растущим
потребностям общества в знаниях, способна радикально изменить принцип власти.
Власть как политическое господство лиц, наделенных административными
полномочиями, уступает политическому господству выбора граждан на основе
открытого знания. Открываются новые возможности для оптимизации
государственного управления на основе технологий открытого знания. Многие
рутинные информационные услуги аппарата государственных служащих могут быть
решены на информационном поле ИНТЕРНЕТ. Так например в рамках программы
реализации системы e-government Великобритания к 2002 году планирует
предоставление в режиме реального времени 40% услуг правительственных
организаций.
По мере развития цифровой конвергенции коммуникаций происходит
конвергенция граждан государства и государственных служащих.
Обращаясь к смыслу «великого и могучего русского языка», в
изложении Ожегова читаем: «Государство политическая
организация общества во главе с его правительством и его органами, с помощью
которой господствующий класс осуществляет свою власть, обеспечивающий охрану
существующего порядка и подавление классовых противников»; «Господство
преобладающее, подавляющее влияние где нибудь, обладание полнотой
власти на кем-либо, на чем-либо». «Господин
тот, кто властен распоряжаться чем-нибудь».
Волна знания, нарастающая в информационном пространстве ИНТЕРНЕТ оказывает
мощное влияние на сознание людей. Мощь этой волны значительно превышает мощь
волны книгопечатания, которая разрушила Римскую Империю и привела к образованию
суверенных государств. Свободное перемещение знаний через открытую гиперкнигу
ИНТЕРНЕТ способствует углублению процесса суверенизации государств, через
суверенизацию регионов и муниципалитетов к правовой суверенизации граждан.
Граждане носители знания образуют новый «господствующий
класс» класс образованных людей. В «государстве образованных
людей» установится новый порядок порядок образования.
Образование станет ведущей отраслью жизнедеятельности. Подавление
«классовых противников» в государстве будущего будет
осуществляться через непрерывное образование. Отношения между образованными
людьми достигнут уровня межгосударственных, в соответствии с правилами
дипломатического протокола и делового этикета.
Интеллектуальный тоталитаризм станет ведущей политической доктриной. Эта
утопическая перспектива и «дум высокое стремление» на самом деле
находится в противоречии с «историческим скептицизмом отчаявшихся
граждан» и «природным эгоцентризмом граждан, приходящих во
власть»?.
c. Существуют ли на Ваш взгляд возможности адаптации эффективных решений для бизнес-структур в сфере государственного управления?
Государственное управление административная деятельность по
координации хозяйствующих субъектов и регламентирующая их деятельность или
занятость в пределах государства в соответствии с определенными
финансово-экономическими условиями. Бизнес-структура один
из терминов русского «новояза», заимствованный из английской
лексики структура, ведущая хозяйственную деятельность,
преследующая определенные финансово-экономические интересы, направленные на
обеспечение жизненных благ участников, занятых в «бизнес-структуре».
Будучи более подвижными, мировые «бизнес-структуры» стали
новаторами многих нововведений в области финансово-экономической деятельности:
«электронная торговля/коммерция», «электронные магазины»,
«электронные деньги», «электронная система межбанковских
расчетов», «электронные биржи труда» Электронизация
хозяйственной деятельности пока не достигла совершенства, однако достигла
высокой степени привлекательности производителей и потребителей, которые
активно способствуют ее дальнейшему развитию. Органы государственной власти
имеют все возможности для адаптации и интеграции эффективных решений передовых
бизнес-структур в сфере решения проблемы сбора налогов, формирования
государственного бюджета и обеспечения баланса интересов между производителями
и потребителями, населяющими государство.
d. Что бы Вы могли рекомендовать в Концепцию (План) создания
«электронного правительства» в России?
Электронная инфоструктура государства создает прецедент
товарно-производственных отношений по поводу производства и потребления знаний.
Знания, общепринятые как категория нематериальных ценностей, обретают
материальную твердь в виде электронных носителей и контролируемых
электронно-световых потоков сознания в коммуникационных сетях. Наука и
образование, как отрасли человеческой деятельности, находящиеся на содержании
промышленных предприятий по производству материальных продуктов и финансируемые
из государственного бюджета по остаточному признаку или по схеме рекламного
измерения, получают реальную возможность стать состоятельными и ведущими
отраслями промышленности информационного общества. Информационное общество,
зачастую именуемое постиндустриальным, не будет менее индустриальным. На
гребне индустрий по производству средств вычислительной техники и средств
связи наука и образование достигает промышленных масштабов тиражирования
специалистов и ученых сверх-индустриального общества. Для ныне действующих
органов распорядительной и исполнительной власти это новая реальность. В связи
с этим в Концепции «электронное правительство» рекомендуется
уделить внимание формированию «научно-образовательного казначейства»,
как системы финансово-экономического регулирования отношений между производителями
и потребителями знаний.